ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И КОДИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Болычева Елена Викторовна, консультирующий психолог, кандидат психологических наук, спортивный психолог, г. Киев

 

 

Мы персонифицируем действительность в смысле ее восприятия, усвоения, интеграции, трансформации и высвоения - самовыражения. Все эти этапы персонификации происходят по некоей программе, заданной естественным образом - внешне и внутренне, учитывая 'сложность и многоаспектность человеческой природы, что представляет собой объединение биологического, символического и рефлексивного начал' [Ю. Павлик].

 

В менеджменте знаний выделяют сферы циркуляции и развития информации и знаний в сообществах посредством информационных технологий и живого взаимодействия. Так, в науке психологии происходит процесс кодификации - кодирования наблюдаемых естественных явлений, например, в слова, гипотезы, теории в специфическом контексте. В контексте научного исследования выделяются направления развития науки, "модные" темы, тренды в зависимости от социальных, политических, исторических условий.

 

На современном этапе научного развития психологии разграничить естественнонаучную и гуманитарную парадигмы в психологии вряд ли возможно. В контексте кодифицированного подхода

к рассмотрению, например, противоречия между количественными и качественными методами исследования, логично разрешаются - обе группы методов кодифицируют информацию в специальные символы и специфические знаниевые блоки.

 

Направления оказания психологической помощи - психотерапевтические модальности, - также можно рассмотреть как такие систематизации - кодификации знаний.

 

В житейском циркулировании психологических знаний кодификация осуществляется природно, посредством вербальных символов и знаков (слов, нарративов, образов) и невербальных - тела, например. В контексте психологической консультации в качестве примера необходимо отметить, какое часто ключевое значение имеют слова, интонации, позы, телодвижения, - если обращать на эти коды самовыражения внимание и учитывать их в процессе помощи.

 

Клиент, обращаясь за профессиональной психологической помощью, также имеет свое определенное представление о том, каким образом будет происходить процесс - его формальная часть. И эта информация имеет кодифицированный характер для клиента до тех пор, пока сам он не побывает в ситуации оказания такого вида помощи. То есть он знает об этом из других источников, но сам не переживал это.

 

Мы исследовали процессы персонификации знаний и пришли к выводу, что знание и информация персонифицируются в период их проживания. Так, все знания клиента о своей жизни, о самом себе глобально персонифицированы и упакованы в его психике. И наоборот, он персонифицирует и олицетворяет собой свой жизненный путь, смыслы и опыт. И это огромный, непостижимый и таинственный пласт информации.

 

Сам коммуникативный процесс, который происходит в поле психотерапевтического взаимодействия, происходит посредством обмена закодированной особым образом информации. Это действо начинается уже на первом этапе коммуникации, когда у будущего клиента зарождается и формулируется идея обращения за помощью, кодируется и выбирается канал коммуникации. На данном этапе идея превращается в обращение, которое готово к передаче. Прежде чем закодировать обращение, происходит природный выбор системы кодирования. Эта система кодирования в большей степени известна получателю - психологу. Кодовыми знаками могут служить системы письма, видеосистемы, речевые системы, знаки телодвижений, язык жестов, звуковые системы и прочие. Результат кодирования - сообщение, которое является идеей, принадлежащей отправителю. В случае обращения к психологу кодовым знаком является и сама проблема.

 

На консультации запрос клиента первоочередно демонстрируется как свой специфический проблемный код, который клиент часто требует исправить, переделать или даже удалить. Само значение слова ― "проблема" на первый взгляд дефицитарна. На самом деле, в рабочем контексте взаимодействия в системе клиент-психолог, даже на начальных этапах экофасилитативной консультации часто речь идет уже собственно о запросе и о предмете работы ("над чем работаем?") вместо обозначения проблемы. То есть уже на этом примере видно, каким образом перекодируется некоторая входная информация в ситуации помощи.

 

Часто сама проблема или запрос - это код доступа ко всему массиву персонифицированных данных. Но не в смысле того, что нам как психологам, нужен этот доступ к данным, а что сам клиент может воспользоваться им для своеобразного перепрограммирования или создания нового.

 

В ходе консультации также обращается особое внимания на то, какие изменения происходят с формулировкой запроса и с ощущениями по поводу запроса и проблемы вплоть до десенсибилизации и изживания проблемы в ходе консультации (иногда - после).

 

Сообщение требует восприятия должным образом в зависимости от общих целей коммуникации и взаимодействия. Как экологично, профессионально, эффективно воспринимать информацию от клиента, возвращать информацию (специфические сообщения), фасилитировать циркуляцию живой информации (что по сути является живыми знаниями) - это зона развития и роста специалиста всю его профессиональную жизнь.

 

На следующих этапах коммуникационного процесса - передаче, обмене и декодировании происходит распаковка сообщений, интерпретация, интеграция информации, и в дальнейшем - превращение ее в персонифицированное личностное знание. Таким образом, структурную основу, определенные объективные основания процесса оказания профессиональной психологической помощи мы обозначаем кодификацией психологической помощи. В некоторых областях знаний кодификация - это наиболее эффективная, высшая форма систематизации, в результате которой происходит отделение действующих нормальных правил от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы. Как правило, кодификация завершается созданием нового систематизированного акта, построенного на единых принципах.

 

В хаосе жизненных тупиков и узких мест, которые объективируются в процессе консультации, наступает неизбежно момент обнаружения опор или точек, которые являются ключевыми "кодами" для успешного оказания помощи - это те острова пережитого опыта, возникших чувств, эмоций, слов, проступающее или явленное вдруг определение неопределяемого ранее, доверия к собственной системе самоорганизации, инсайт, открытие и т.д. Из этих островов определенности проступает новый "адаптивный дизайн личности человека" (М.Портнов) и его дальнейших программ действий и жизни в целом.

 2018

https://ela.kpi.ua/bitstream/123456789/23388/1/P.5-7_Bolycheva.pdf

 

 

 

Происхождение болезни — новый взгляд на знакомые вещи

 

 

Елена Болычева 13 мая 2011, 12:41

 

Человек уже давно рассматривается как сложная многоуровневая система, которая условно разделена на биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. В психологии существует такое понятие, как система личности, идентичность, или Я-образ. Эта система является частью больших систем, например, семейной, социальной, профессиональной, культурной и т.п. Естественно, существуют законы и теории систем.

Один из законов существования системы — закон самосохранения, для чего любая система формирует защиту. На биологическом и физиологическом уровнях это проявляется в известном медицинском феномене — иммунитете. Но оказывается, что по тому же принципу существует и психологический иммунитет личности — это выстроенная и постоянно обновляемая система защиты. Она позволяет человеку «самосохраняться», и это происходит путем постоянного, постепенного развития или же неожиданных изменений личности (например, в случае непредвиденных жизненных событий, которые называют стрессовыми). Болезненные состояния (физические и психологические) наступают как раз в момент переходных этапов этого развития-изменения.

Можно вспомнить о том, что моменты обострений болезней часто совпадают с так называемыми жизненными кризисами — кризис переходного, среднего возраста и др. Например, у женщины обострились проблемы с позвоночником — межпозвонковая грыжа. Когда она с этой проблемой, помимо других врачей, обратилась к психологу, выяснилось, что вся ее жизнь полностью меняется — выросли и стали жить своей жизнью дети, отношения с мужем соответственно претерпевают болезненные изменения, меняется сфера интересов и профессиональной деятельности. И все это говорит о том, что изменения происходят в самом жизненном центре — на уровне ценностей. Жизненный центр организма на телесном уровне — позвоночник — в данном случае явился отражением невероятного напряжения этой клиентки и давлением внешних обстоятельств, в которых она находилась.

Давно известно, что человеческий организм — это регенерирующаяся система. Можно найти множество информации о периодичности полного обновления всех тканей организма (кожных покровов, внутренних органов на клеточном уровне, костной ткани и т.п.). Что уж говорить о таком подвижном человеческом образовании, как психические процессы и личность в целом? Последние исследования ученых в области здоровья указывают на то, что человек по своей природе — существо, требующее впечатлений и постоянного обновления себя. Эти обновления происходят благодаря жизненным переменам и событиям или внутренним резервам.

Перемены и события могут быть инициированы социумом, обществом, семьей и другими социальными системами, а могут быть созданы и самим человеком. Это философия «профицита» или избытка возможностей для творческого освоения действительности. Болезнь наступает вследствие неиспользования этих возможностей, и тогда в дело изменения ситуации простоя «вступает» тело. В этом случае новообразованием и выступает болезнь. Есть такой афоризм одного из основоположников психоиммунологической модели здоровья Павла Лушина: «Психосоматика — последний удар по телу, когда сознание никак не слышит». Речь идет о том, что сознание иногда «не слышит» сигналов о том, что пора меняться, учиться чему-то новому, осваивать новые роли (например, становиться родителями, осваивать новую профессию или усовершенствовать старую-привычную, выступить инициатором какого-либо значимого события и т.п.). Женщина под сорок никак не могла решиться рожать ребенка вне брака, ей нужны были более веские основания для этого ответственного шага. Для принятия решения клиентке пришлось пережить заболевание и операцию по удалению фибромиомы и сбои в работе эндокринной системы. После всего этого, когда врачи сказали ей, что шанс родить — сейчас или никогда, она наконец решилась.

Потребность что-то менять или меняться кардинально заложена в человеке от природы и имеет мощные механизмы поддержания этой способности. Если эта потребность-способность не реализуется, то изменения происходят например, на уровне тела — так система саморегулируется для того, чтобы не останавливаться и не умереть. Здесь можно вспомнить известную формулу: «движение — жизнь». Болезнь рассматривается прогрессивными современными специалистами как одно из нормальных состояний человека и как составляющая здоровья, так как вряд ли существуют люди, которые не болеют вовсе.

Болезненные проявления — признак того, что иммунитет человека работает, так как требует новых агентов в виде вирусов и бактерий для того, чтобы включить их в защиту организма (личности) и тем самым усовершенствать его или обеспечить другой, более комфортный, эффективный уровень жизни. Звучит парадоксально, но суть в том, что мир меняется стремительно и человек должен соответствовать и быть адекватным этому темпу перемен. Можно сделать вывод, что здоровье (психическое также) — это адекватность окружающей действительности.

Часто болезненные проявления возникают как некоторое сообщение или самовыражение при сложившихся стереотипных стратегиях поведения в определенном окружении. Например, если ребенку в семье оказывается максимальная забота в период его заболевания, то не исключено, что, заболевая в очередной раз, он демонстрирует желание такой гиперзаботы или дает возможность родителям оставаться любящими и заботливыми в полной мере, потому что в «здоровом» состоянии такие взаимоотношения невозможны для этой семьи в силу сложившихся обстоятельств. В таком случае болезнь часто выступает механизмом регуляции отношений в семье, приобретая, например, хронический характер или еще более трагические формы.

Хочется упомянуть еще об одном законе развития систем —«проницаемости границ» живых систем. Подразумевается, что личность — это открытая новым воздействиям система, которая в свою очередь также оказывает влияние на окружающую среду и другие живые системы. Эта проницаемость границ защиты (иммунитета) позволяет человеку быть вместе с другими, но и не потерять себя, принимать, обрабатывать и транслировать новую информацию на основе или с учетом проникновения «чужеродной». Часто психологическая или биологическая информация бывает повышенной интенсивности или непривычной формы, тогда организм или психика человека берет «тайм-аут» в виде болезни, чтобы привыкнуть, адаптироваться к новому в себе или отторгнуть это, укрепив оборону, тем самым изменившись хотя бы даже на уровне границ личности. В традиционной психотерапии это называется психотравмой и часто сопровождается проявлением психосоматических признаков болезни. Всем известен такой механизм саморегуляции, как «уход в болезнь». Это похоже на некоторую приостановку активности по объективным жизненным причинам. Павел Лушин говорит о том, что болезнь открывает возможности «познакомиться с собой поближе» — например, понять, на что ты способен в тяжелых, экстренных ситуациях. Недаром часто после преодоления болезни человек открывает в себе новые способности или же у него возникает желание поведать миру о том, как болезнь была побеждена, научить этому других людей, то есть поделиться опытом.

Предложенный взгляд на знакомые вещи сам по себе может выступить примером «болезнетворного агента». Он не сразу воспринимается как стандартная информация, может возникнуть сопротивление, полное принятие или равнодушие — это и будет проявлением присущих вам особенностей психологического иммунитета.

 
 
 

 

 

Еще примеры консультаций: http://www.likar.info/search/?q=%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0